Газета «Ярмарка», №42 от 8 ноября 2013 года
Когда я вышел из КПЦ «Дубрава» после гала-концерта фестиваля памяти Александра Галича, я ощущал удивительное ощущение гармонии. У меня не было каких-то восторженных чувств, связанных с концертом. Одних исполнителей я давно и хорошо знаю, так что никаких открытий здесь для меня не было. Другие – молодые – порадовали, конечно, но тоже ничего выдающегося. Если говорить о творчестве Галича, то я хорошо его знаю. Даже сам кое-что могу спеть под гитару. Поэтому ничего такого особенного. При этом полное ощущение гармонии и одухотворённости. Неудержимо захотелось сказать какие-то добрые слова организаторам фестиваля. Но только когда я пожимал им руки, понял, откуда появилось это ощущение гармонии.
«Дубрава» — удивительно точное место для проведения такого фестиваля. Этот клуб давно уже стал просветительским центром, культурный стержень которого составляет духовное наследие отца Александра Меня. Где же, как не здесь, проводить фестиваль барда, восставшего против несвободы, против лицемерия и фарисейства?! А если добавить к этому, что в 1973 году Галич был крещён отцом Александром Менем, то вообще всё встает на свои места. Кстати, крещение Александра Галича произошло почти сразу после того, как его исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов СССР (немногие знают, что Галич написал сценарии к таким шедеврам советского кино, как «Верные друзья» и «Дайте жалобную книгу»). Излишне напоминать людям старшего поколения, что Церковь в то время предпочитала не иметь дела с гражданами, на которых власть «поставила крест»…
Хотя я намеревался писать не о Галиче. И даже не о фестивале.
Эта статья о том, что у нас в городе есть учреждения культуры, которые совершенно осмысленно строят свою деятельность. Они делают своей традицией проведение именно такого фестиваля, а не какого-то другого. Они организовывают выставки именно таких художников, а не любых, предложивших себя. Это вроде абсолютно естественно, когда ты это наблюдаешь со стороны. Но за этим «естественно» стоит очень много – такт, вкус, стремление к гармонии, к совершенству… Именно поэтому здесь рок, а не попса. Именно поэтому здесь Галич, а не Майданов. Мне, кстати, иногда нравится и Майданов, и попсу я могу слушать с удовольствием. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что в «Дубраве» понимают культурные смыслы: это здесь уместно, а это не уместно.
Подобное ощущение гармонии я испытываю и в библиотеке им. Горловского. Удивительно всё точно. Удивительно естественно и органично. Гармония Места и Событий. Формы и Содержания.
Сергей Персианов