Культурно-просветительский центр «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня
  • YouTube
  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Поиск
Дубрава
  • Афиша
  • Новости
  • Музыка
  • Центр
  • Отзывы
  • Доступность
  • Контакты

Газета «Вперёд»: И снова о Втором концерте

Рубрики

  • Видео
  • Газета (2015-2017)
  • Гости
  • Новости
  • О нас говорят
  • Фотоальбомы
  • Цитаты

Независимая оценка учреждения



Отсканируйте QR-код или перейдите по ссылке, чтобы оценить работу нашего центра.

Метки

Indigo Land Александр Галич Александр Мень Гениева Дубрава Дубрава Музыка Меневские чтения СМИ Сергиевский храм Сергий Радонежский ТВР авторская песня благотворительность благочиние видео выставка газета гости дети джаз история конференц-зал конференция концерт краеведение кукольный театр лекторий лекция литература мастер-класс молодёжь музыка отзывы парк презентация рок современная музыка спектакль фестиваль филармония форум фото христианство цитата экскурсия
3 г. назад

Аримойя трио — джазовые музыканты Культурно-просветительского центра «Дубрава», записали авторскую обработку Концерта для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Рахманинова, одного из самых известных образцов классики XX века, эмоционального, узнаваемого с первых аккордов.

Обработка получила хорошие отзывы от зрителей, коллег-музыкантов, музыкальных журналистов и звукорежиссёров, и вот авторы версии — пианист Александр Миронов, барабанщик Пётр Ившин и контрабасист Григорий Ведмедь — готовят её к выпуску на iTunes, Google Play и других площадках, а потом, возможно, и на виниле.

Мы поговорили с создателем трио Александром Мироновым о работе над записью «Рахманинов. Второй концерт. Иное воплощение» и о самой идее записи.

Как сложилось

«Проект сложился не по моей воле, а по воле Олега Устинова, лектора Культурно-просветительского центра „Дубрава“. Это была его идея в качестве прелюдии к нашим концертам читать просветительские лекции.

Первым героем он предложил Дунаевского. Я согласился, но решил, что раз уж мы делаем один такой концерт, то сделаем и цикл. Мы добавили ещё два имени — Эдуард Артемьев и Сергей Рахманинов. Музыка обоих мне близка — я давно искал возможность что-то сделать, отталкиваясь от их произведений, но в том, что касается великого Рахманинова, я понимал, что других вариантов кроме Второго концерта быть не может.

Сложилась бы эта музыка, если бы не лекции Олега Устинова? Олег говорит, что сложилась бы в любом случае, но когда бы я это сделал и зачем, не знаю».

Для кого

«Судьба у этой записи может сложиться по-разному. Её могут принять как нечто новое, она будет востребована на любой площадке мира — в ней есть всё для этого. С другой стороны, академическое сообщество может отнестись к идее прохладно. Некоторые могут посчитать, что это посягательство на святыни. Не питаю иллюзий по этому поводу и готов к любому развитию событий.

Да, Второй концерт вышел за пределы профессионального сообщества, стал такой „всемирной народной музыкой“. Но простой слушатель совсем не знает Третьего концерта Рахманинова, хотя именно он в академической среде считается вершиной исполнительского искусства. Мне Третий концерт кажется не таким ярким по количеству музыкальных идей в сравнении с предыдущим».

Узнаваемость — хорошо?

«Не было ли тут некоторого заигрывания со слушателем, ведь мы понимаем, что Второй концерт Рахманинова — такое узнаваемое и, как я считаю, лучшее произведение в мировой культуре? Нет.

За 120 лет появилось — и это только мне известных — около пятнадцати джазовых стандартов, построенных на основе тем этого Концерта. И не только джазовых стандартов. Достаточно взять тему All By Myself Эрика Кармена, на которой он сделал карьеру, и которая помогла карьере Селин Дион.

Есть чудесная джазовая обработка второй части этого Концерта у американского пианиста Фреда Хёрша для джазового трио с виолончелью и флейтой, но за 120 лет не появилось ни одного переложения концерта от начала до конца, кроме единственного. Один американский квартет сделал его в стиле латиноамериканской музыки, и это было совсем неубедительно.

Возникает вопрос: почему же тогда за 120 лет никто не воспользовался возможностью как следует „заиграть“ с публикой? Может, это не так просто?»

В работе

«Обработать такой концерт тяжело. Из двух часов работы у меня получились две первые минуты новой музыки, и я понял, что у меня нет ещё 35 часов, чтобы переработать все оставшиеся 35 минут. Я директор учреждения (КПЦ „Дубрава“. — Ред.), и если мне удаётся сесть за инструмент на полчаса в день — это великое счастье.

Но дальше процесс пошёл быстрее, и вообще очень много работы происходило в голове, не за инструментом. Написание музыки процентов на 70 происходит в голове, все академические музыканты подходят к инструменту только для того, чтобы проверить, нет ли ошибок.

За две недели до премьеры я распечатал полную партитуру. Это была стопка сантиметров десять высотой.

Мне не требовалось быть на связи с музыкантами постоянно — у нас контакт на метафизическом уровне. Я знаю, что они могут сделать сразу, а где им потребуется время. Единственное, о чём я их просил, — помногу раз переслушать Второй концерт в исполнении Рихтера.

Да, я добавил свои темы, но они находятся в духе гармонии Рахманинова. Мы, потомки, не должны этого стесняться. Конечно, следует с пиететом относиться к нашим великим гениям, но надо понимать, что наши гении жили в тех условиях, с тем инструментарием и с теми знаниями, которыми они обладали.

Если они для нас всё, предел — это значит, что мы деградируем. Но нет, мы не деградировали, мы знаем и понимаем музыку лучше наших предшественников. Их гениальность была в том, что с меньшим количеством средств они могли создавать такое, что нас поражает и сегодня, но сейчас у нас появилось больше выразительных музыкальных средств».

Рахманинов и джаз

«Удивительный момент — Рахманинов оказывается в Америке в момент, когда джаз на подъёме, и он как новатор, казалось бы, не мог этим не заинтересоваться. Но по какой-то причине он этого не делает. Отношения с джазом у него не сложились полностью.

Он гений, музыкант высочайшей квалификации, но при этом почему-т-о у него не было качеств импровизатора. Как импровизатор он не был замечен, хотя все его великие предшественники — Бах, Моцарт, Лист — импровизаторами были.

Его большая трагедия в том, что львиную долю произведений он написал до отъезда, а в Америке, задышав, скажем так, воздухом свободы, он почти до конца жизни выступал лишь как концертирующий пианист».

И ещё об импровизации

«Музыка — как и мир — разделена. Как-то так получилось, что она делится на жанры, на академическую и импровизационную, и эти жанры живут по разным законам.

Академические гении прошлого были импровизаторами, а современные академические исполнители импровизаторами не являются. Более того, такой предмет не изучается, если не считать эстрадно-джазовых отделений, к которым относятся порой как к чему-то второстепенному.

И происходит странная вещь — джазовый музыкант оказывается более квалифицированным: он может сыграть и как академический музыкант, и может импровизировать, что, скажем, кларнетисту с классическим образованием недоступно.

А всё ли правильно мы делаем в части образования? Может, импровизация должна быть включена в программу учебных заведений? Почему бы не создать единый процесс обучения? Почему какой-то джазмен из провинции это делает, а академическая школа — нет? Об этом я думал, работая над Концертом».

Уверенность

«Мне не встречались лейблы, которые бы издавали джазовую обработку классики, да и сама такая музыка не мейнстрим — известных музыкантов в этом жанре можно сосчитать по пальцам.

В процессе я часто звонил Устинову, спрашивал у него о Рахманинове. А расскажи мне то, расскажи это. А что бы Рахманинов сделал в такой-то ситуации? Мне было интересно, а кроме того это каким-то образом давало мне ощущение права делать то, что я делаю.

У него всё всегда было хорошо: он родился в какой надо семье, получил какое надо образование, рука у него была какая нужна пианисту — в-о-о-т такая, продюсер у него был какой надо — Чайковский, славу получил когда надо, жена ему говорила — ты гений, гений, гений. У меня было ровно всё наоборот. Процитирую Рахманинова:

„Часто предполагают, что композитор совершенно точно знает, как надо играть то или иное его сочинение. Я знаю, как стал бы играть их сам, но мне совершенно всё равно, как будет это делать кто-либо другой. Потому что любой хороший пианист, любой по-настоящему тонкий пианист имеет право на собственную интерпретацию, вкладывая в исполняемое произведение свою индивидуальность… Но любой крупный пианист может играть мои фортепианные пьесы в отдельных деталях нюансов и оттенков совсем не так, как это делал бы я сам; и, тем не менее, в целом концепция пьесы не пострадает, потому что хороший вкус и музыкальное чутьё подлинного исполнителя воспрепятствуют этому. Иногда в высшей степени интересно наблюдать, как какой-нибудь пианист придаёт написанной вами пьесе совершенно другое звучание или интерпретирует её под совершенно иным углом зрения, чем вы сами“.

И иногда закрадывались страшные сомнения, конечно, но в итоге у меня появилась уверенность, что эта обработка будет востребована за пределами „Дубравы“».

Александр Миронов

Фото Дмитрия Зайчикова

Поделиться

Самое важное

  • Афиша
  • Новости
  • Прошедшие события
  • О центре
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Портал bus.gov.ru

О центре

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-просветительский центр «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня»

Адрес: Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая, 16
Телефон: +7 (496) 545-75-75

Независимая оценка учреждения

Отсканируйте QR-код или перейдите по ссылке, чтобы оценить работу нашего центра.

© 2013-2023. Культурно-просветительский центр «Дубрава»

Политика конфиденциальности.

Информация, размещенная на сайте, не является офертой
Наш сайт использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы гарантировать максимальное удобство пользователям,
предоставляя персонализированную информацию, запоминая предпочтения в области предоставляемых услуг,
а также помогая получить правильную информацию.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie
в соответствии с Политикой конфиденциальности
Принимаю Читать больше

Privacy Overview

This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary
Always Enabled
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Non-necessary
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.
SAVE & ACCEPT