Несмотря на пандемию, весь мир отмечает 250-летие со дня рождения великого Людвига ван Бетховена, «царя композиторов», соединившего в своем творчестве божественное вдохновение и запредельное мастерство, нежнейший лиризм и титаническую волю, душераздирающий трагизм и искрометный юмор.

Сонаты Бетховена для фортепиано создавались композитором на протяжении всей жизни. Они — своего рода памятник всему лучшему, что есть в человеке. Некоторые из них — такие, как «Патетическая», «Лунная», «Аппассионата», — стали поистине легендарными.

Михаил Лидский — один из ведущих российских пианистов, признанный интерпретатор Бетховенской музыки.

Пианист родился в 1968 г. в Москве. Играть на фортепиано начал в 5 лет. В 1975 г. был принят в МССМШ им. Гнесиных в класс М.И. Маршак. С 1978 г. до окончания школы, а затем (1987-1992) и в Академии им. Гнесиных учился в классе проф. В. М. Троппа. В 13 лет впервые выступил с оркестром, в 15 — дал первый сольный концерт. В годы учения много выступал как солист и ансамблист. На VIII Всероссийском конкурсе пианистов (г. Кисловодск, 1989 г.) удостоен I премии (вместе с В. Мищуком и А. Мордасовым), премии Всероссийского музыкального общества и специального приза за исполнение 2-го концерта Прокофьева. В дальнейшем в конкурсах не участвовал. Активно концертирует с начала 1990-х гг. — в России и СНГ, а также в дальнем зару-бежье (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Ливан, Мальта, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Турция, Тайвань, Чехия, Япония).

Репертуар Михаил Лидского обширен и разнообразен: И.С. Бах (концерты, сюиты и др.), Скарлатти, Гайдн, Моцарт (концерты, сонаты, вариации и др.), Бетховен (32 сонаты, 5 концертов, вариации и др.), Шуберт (сонаты, экспромты, музыкальные моменты и др.), Шуман («Крейслериана», Соната фа минор, все произведения для фортепиано с оркестром и др.), Шопен (Концерт ми минор, Соната си минор, баллады, Фантазия, Баркарола, Скерцо ми мажор, полонезы, произведения малой формы), Лист (12 трансцендентных этюдов, Соната си минор, Концерт № 1 и многое другое), Брамс (Концерт № 2, Вариации на темы Генделя и Паганини и др.), Чайковский, Рахманинов (концерты, прелюдии, этюды-картины и др.), Скрябин (Концерт, сольная партия в поэме «Прометей», многие сонаты, миниатюры), Метнер (Концерт № 1, сонаты, сказки и др.), Дебюсси, Равель (оба концерта, «Ночной Гаспар» и др.), Стравинский, Хиндемит (Ludus tonalis), Мясковский (все сонаты), Прокофьев, Шостакович…

Начиная с сезона 2007-2008 Михаил Лидский, единственный из пианистов своего поколения, проводит абонементные серии сольных концертов в Московском Международном Доме музыки, привлекающие неизменное внимание слушателей. В сезоне 2016-2017 этот абонемент проводился в десятый раз подряд — сейчас начались концерты одиннадцатого абонемента, запланирован двенадцатый. В исполнении Михаила Лидского прозвучали тридцать две сонаты Бетховена, монографические вечера из произведений Моцарта, Шуберта, Шумана, Шопена, а в сезоне 2011-12 — цикл из четырех концертов, посвященный 200-летию Листа (12 трансцендентных этюдов, соната си минор, рапсодии и многое другое). Эти программы исполняются также во многих городах России и за рубежом.

Интерпретации Михаила Лидского — блестящего виртуоза и глубокого мыслителя — никогда не оставляют слушателей равнодушными. После недавнего концерта в Неаполе автор блога «Domenicoscarlattiüberalles» писал: «Михаил Лидский — большой русский интерпретатор, талантливый и очень основательный. Прекрасная труднейшая программа исполнена мастерски. Сплошной поток звуков и эмоций, впечатляющих ритмов и тембров. Лидский — истинный артист русской фортепианной школы, одной из крупнейших в мире, которая на протяжении многих лет дает исполнителей, дарящих нам искусство больших чувств, высочайшей художественной ценности. У многочисленной публики великолепный артист имел огромный, несомненно заслуженный успех».

В 1996 г. Михаил Лидский начал педагогическую работу в Московской Государственной Консерватории как ассистент профессора Элисо Вирсаладзе. С 2003 г. ведет свой класс. В 2007–2012 гг. работал на кафедре профессора Виктора Мержанова, затем на кафедре профессора Веры Горностаевой (2012-2015); в настоящее время — доцент кафедры профессора Михаила Воскресенского. Регулярно дает мастер-классы в России и за рубежом. Эти мастер-классы пользуются большим успехом и вниманием музыкантов, прессы. В 2017 году музыкант трижды проводил мастер-классы в образовательном центре «Сириус» (Сочи).

 

1 отделение

Соната-фантазия ми-бемоль мажор, ор. 27-1 (№ 13)

Andante

Allegro molto e vivace

Adagio con espressione

Allegro vivace

Соната-фантазия до-диез минор, ор. 27-2 (№ 14, «Лунная»)

Adagio sostenuto

Allegretto — Trio

Presto agitato

 

2 отделение

Соната ре мажор ор. 28 (№ 15)

Allegro

Andante

Scherzo. Allegro vivace — Trio

Rondo. Allegro ma non troppo

 

Рекомендуемое возрастное ограничение 12+

Поделиться