На выставке представлены редкие фотографии из коллекции музея-заповедника «Абрамцево», рассказывающие о театральных традициях Абрамцевского художественного кружка. В экспозиции – сцены из домашних спектаклей, портреты их участников, а также солистов Русской частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова, расцвет деятельности которого связан с творчеством Федора Шаляпина.

Усадьба «Абрамцево» – одно из живописнейших мест Подмосковья. Оно знаменито не только красотой природы, но и своим историческим прошлым. В XIX веке усадьба дважды становилась центром литературной и художественной жизни России. С 1843 по 1858 год в Абрамцеве жил и работал писатель, литературный и театральный критик Сергей Аксаков. С усадьбой неразрывно связана творческая судьба писателя. Здесь были задуманы и написаны его книги о природе, а также семейная трилогия, в которую вошли «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». Живой, непосредственный рассказ, яркий образный язык повествования сделали их привлекательными для современников. В Абрамцеве Аксаковых навещали их друзья – художники, актеры, писатели. Приезжал молодой Тургенев, которого связывала с хозяином дома творческая и личная дружба. Большой радостью для семьи были приезды Николая Гоголя.

С 1870 по 1918 год усадьба принадлежала семье предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Мамонтовы относились к купеческому сословию, которое сыграло значительную роль в истории культуры и промышленном развитии России. Они были образованы, знали иностранные языки, много путешествовали по Европе, знакомились с историей и искусством стран, где им приходилось бывать.

Савва Иванович Мамонтов обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. К этим дарованиям присоединялись деловая хватка, блестящие организаторские способности. Благодаря его стараниям были построены Ярославская и Донецкая железные дороги. Он любил искусство, чувствовал талантливых людей, помогал им и поддерживал в трудные периоды жизни.

По инициативе Мамонтова в Абрамцеве сложилось своеобразное творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства как «Мамонтовский (абрамцевский) художественный кружок». В него входили тогда молодые, а впоследствии такие известные художники как В.Д. Поленов, братья В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов и другие. Всех их объединяло желание воплотить в своем творчестве русскую жизнь – природу, людей, народные предания. С Абрамцевом связано создание таких шедевров русской живописи, как «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Богатыри» В.М. Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина.

Абрамцево стало своеобразной творческой лабораторией, где художники пробовали себя в разных областях искусства – архитектуре, театральной декорации, керамике, резьбе по дереву. В Абрамцеве появляются две мастерские – столярная и керамическая.

Всеобщим увлечением кружка был домашний театр. Актерами становились все: взрослые художники и их дети. Первые домашние представления прошли в московском доме Мамонтовых под новый 1879 год. По инициативе Поленова были устроены «живые картины». После московского вечера и в Абрамцеве стали ставить шарады, пантомимы, маленькие сценки, режиссурой которых увлекся Савва Мамонтов. Со временем семейные развлечения превратились в специально подготовленные домашние спектакли. «Первая пьеса на домашней сцене Саввы Ивановича,— писал В. Васнецов,— которую пришлось мне видеть, была лирическая драма Майкова «Два мира». Прекрасная постановка, декорации, костюмы В. Д. Поленова меня, видавшего только казенную сцену, просто поразили своей художественностью, я почувствовал, что тут веет чем-то новым, свежим». Уже первые работы кружка показали значительность театральных опытов. Со временем сложился определенный порядок в подготовке спектаклей. Мамонтов сочинял пьесы и был режиссером, художники писали декорации и участвовали в постановках как актеры. Особое внимание уделялось костюмам, их соответствию актеру, роли, декорации, в отдельных случаях использовали настоящую крестьянскую одежду, которую собирали в деревнях.

Виктор Васнецов, выступая на вечере, посвященном 15-летию домашних постановок, сказал, что театральная деятельность сообщества «уже выходит за рамки семьи, это уже общественная деятельность». Из домашних постановок в Абрамцеве и в доме на Садово-Спасской выросла первая в России частная опера. Она открылась в январе 1885 года постановкой оперы А.Н. Даргомыжского «Русалка» в декорациях и костюмах по эскизам В.М. Васнецова. В труппу вошли молодые актеры, практически все не имевшие опыта «казенной сцены». В этот период вырабатываются основные принципы мамонтовской оперы: спектакль должен представлять органическое единство всех компонентов – музыкального, драматического, вокального и художественно-оформительского. «Опера — есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества…» Мамонтов привел в театр настоящих больших художников, и именно с частной оперы идет само понятие «художник театра». Спектакли оформляли выдающиеся художники: В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, И.И. Левитан.

Заметный след в творческом развитии домашних спектаклей, а в дальнейшем в Частной опере, оставил В.Д. Поленов. Василий Дмитриевич – не только художник, но и глубокий знаток театра, композитор, постановщик. Он добивался исторической точности, верности эпохе, как в декорациях, так и в костюмах, бутафории и реквизите. Спектакль во всех своих компонентах представлял единое художественное целое. О пьесе-сказке Мамонтова «Алая роза» (1883) на сюжет народной сказки «Аленький цветочек» в постановке Поленова, Васнецов говорил: «Декорации Поленова к «Алой ро¬зе» — гениальные декорации. Надо быть волшебником, чтобы пе¬ренести нас в эти сказочные сады и дворцы». В Русской Частной опере был основным художником-оформителем и принимал участие в оформлении спектаклей «Фауст» Ш. Гуно 1885, «Виндзорские проказницы» Д. Верди 1885, «Линда» Г. Доницетти 1885, «Алая роза» Н.С. Кроткова 1886, «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка 1897, «Орлеанская дева» П.И. Чайковского 1899.

Мамонтову удалось создать сильный оперный коллектив. Именно из Частной оперы вышли многие певцы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах. Он был первым, кто в полной мере угадал талант Ф.И. Шаляпина, воспитал его и, как певца, и как артиста. Ф.И. Шаляпин впоследствии вспоминал, что именно у Мамонтова он понял, что «искусство пения нечто большее, чем блеск бель-канто, голос мертв, пока не одухотворен чувством и воображением». «Свет я увидел только в Частной опере, у Саввы Ивановича Мамонтова, — вспоминал Ф.И. Шаляпин. Он создал самое главное – творческий воздух, среду, в которой совершенно естественно зарождаются и расцветают удивительные замыслы. Можно себе представить, с каким наслаждением я окунулся в эту атмосферу подлинного искусства». Новаторский подход к постановке опер, воспитание плеяды замечательных певцов в стиле русской национальной школы пения — основные заслуги Русской Частной оперы С.И. Мамонтова.

Абрамцево и в ХХ веке являлось одним из самых известных в России исторических мест. Сюда любил приезжать с гостями протоиерей Александр Мень, а Поленов был одним из самых любимых его художников. «Абрамцево… Там жили великие русские писатели, работали художники, деятели театра, искусства. Всё это тоже было связано с жизнью Церкви. Гоголь приезжал туда не только пообщаться со своими друзьями Аксаковыми, но и для того, чтобы побывать в храмах Троице-Сергиевой Лавры. По нашей дороге много ездил знаменитый художник Нестеров, здесь он писал свои картины. Пейзажи, проникнутые молчанием, сосредоточенностью, молитвой, сцены из жизни св. Сергия в большинстве своём были написаны здесь, как и знаменитая картина «Философы», которая является памятником, я бы сказал, реквиемом, то есть погребальным песнопением, по русской религиозной мысли, — говорил отец Александр в одной из своих лекций.

Поделиться